Можно с уверенностью сказать, что эра трансатлантических круизов закончилась после Второй мировой войны. Хотя в этот период было построено е несколько уникальных, быстрых и крупнейших кораблей этого типа, их короткая карьера была отмечена многочисленными финансовыми проблемами. Одним из кораблей, построенных в то время, а также последним роскошным французским океанским лайнером был France, построенный в 1962 году.

Генезис

После гибели лайнера Normandie во время Второй мировой войны Франция практически осталась без современных пассажирских судов. После войны единственными доступными единицами были лайнер Ile de France, построенный в 1927 году, и подаренный американцами бывший немецкий лайнер Europa (Liberte). Оба судна были устаревшими и, что немаловажно, не престижными, что было большой проблемой для французов, особенно когда на трансатлантические маршруты вернулись британские лайнеры RMS Queen Mary и RMS Queen Elizabeth.

Единственным вариантом было построить новый корабль с нуля. Для того чтобы максимально ускорить работу, за основу была взята концептуальная база Normandie, адаптированная к послевоенным стандартам и, прежде всего, модифицированная так, чтобы максимально снизить эксплуатационные расходы нового лайнера. Было создано три основных проекта, у каждого из которых было несколько вариантов компоновки. В конечном итоге выбор пал на проект, предполагающий создание судна, способного принять на борт 2000 пассажиров и способного развивать скорость примерно в 31 узел.

Круизный лайнер France
Спуск  лайнера France

Чтобы дополнительно поднять ранг всего проекта, было принято решение удлинить корпус, чтобы новый океанский лайнер стал самым длинным пассажирским кораблем в мире. Верфь Chantiers del’Atlantique была сдана в эксплуатацию 26 июля 1956 года, чтобы новый лайнер строился на том же стапеле, что и Normandie. Закладка киля состоялась 7 сентября 1957 года, а спуск на воду состоялся 11 мая 1960 года.

Гордость Франции

И постройка, и отделочные работы на новом океанском лайнере France были проведены очень быстро, и в конце 1961 года начались ходовые испытания. Первый пассажирский рейс стартовал 19 января 1962 года, портом назначения стали Канарские острова. 3 февраля лайнер отправился в свой первый трансатлантический рейс в Нью-Йорк.

Читайте также:  Спасательные жилеты
 France в Нью-Йорке
France в Нью-Йорке

Хотя France была гордостью французской судоходной компании Compagnie Générale Transatlantique (CGT) и одним из крупнейших океанских лайнеров в мире для своего времени, с самого начала своей карьеры она была убыточной. Несмотря на экономичный проект, лайнер в трансатлантических рейсах даже при высокой загрузке вызывал очень высокие эксплуатационные расходы, не покрывавшиеся выручкой от билетов, цены на которые приходилось адаптировать к рынку. По чисто престижным причинам французские власти оказали финансовую поддержку CGT, чтобы сохранить убыточное судно в эксплуатации, но у этой поддержки были свои пределы.

Зимой France использовалась для круизных рейсов, которые были очень популярны и позволили немного заработать. В начале 1970-х были также организованы три кругосветных круиза, которые получили широкое освещение в СМИ и привлекли полный борт пассажиров. Тем не менее роскошный океанский лайнер экономически проигрывал набиравшим популярность пассажирским самолетам.

6 сентября 1974 года начался последний рейс France в Нью-Йорк. После его завершения CGT
хотела поставить лайнер в резерв с намерением использовать его в дальнейшем (как и в случае с ненужными боевыми кораблями). Когда информация об этом дошла до экипажа, произошла забастовка и кратковременная блокада порта в Гавре. Тем не менее судовладелец не изменил своего решения и официально 25 октября 1974 года France была списана, укомплектована базовым экипажем и направлена в устье Сены. Следующие четыре года морское судно без дела ждала своей участи. За это время возникло множество концепций использования корабля, но в итоге лайнер был продан норвежской компании Norwegian Caribbean Line, которая намеревалась использовать его как типичное круизное судно в Карибском море.

Читайте также:  Что брать с собой в морское путешествие - ноутбук, смартфоны или планшет?

В новой роли

18 августа 1979 года France достигла Бремерхафена, где началось переоборудование лайнера в типичное прогулочное судно. В ходе работ внешний вид судна был существенно изменен, в основном за счет снятия части крыш и модификации дымоходов, а также уменьшения машинного отделения. Интерьеры также были адаптированы к новой роли. Реконструкция была завершена 14 апреля 1980 года. В этот же день корабль получил и новое имя — Norway. Пройдя последние работы и подготовку к плаванию, 30 апреля судно вышла из Бремерхафена в Осло.

Norway (ex-France)

В качестве прогулочного лайнера Norway работала в основном в Карибском море и, что интересно, пользовалась коммерческим успехов, впервые в своей истории обеспечивая прибыль. В 1984 году корабль прошел очередной ремонт, а в 1987 году порт приписки был изменен на Нассау на Багамах. В последующие годы корабль продолжал службу, а в 1990 и 2001 годах были проведены дальнейшие ремонты и модернизации.

К сожалению, хорошие времена подходят к концу. 25 мая 2003 года в Майами на борту взорвался котел, в результате чего погибли несколько членов экипажа. После импровизированного ремонта Norway вернулась в Германию для осмотра и ремонта. В ходе работ выяснилось, что срок ожидания нового котла составляет 7-12 месяцев. В этой ситуации судовладелец решил вывести корабль из эксплуатации.

В течение следующих нескольких лет бывший французский лайнер несколько раз менял владельцев, флаг, имя и порт приписки. Сменявшие друг друга владельцы хотели превратить его в отель или вернуть ему роль круизного лайнера. Однако этого не произошло, и главным препятствием на пути реализации планов стал… вездесущий асбест. Его удаление стоило очень дорого, а новые правила сделали ремонт корабля даже невозможным.

Читайте также:  Неопределенная судьба марины в Газипаша

В конечном итоге в 2005 году судно было сдано в металлолом. После завершения формальностей агрегат был отправлен на свалку в Аланге, где 4 декабря 2007 года началась утилизация. Однако до того, как бывший лайнер был распилен на куски, его название несколько раз меняли. Работы были завершены в конце 2008 года, а в феврале 2009 года был организован аукцион, на котором были проданы последние сувениры с бывшего лайнера. В качестве любопытного факта стоит добавить, что в период своего расцвета лайнер снялся в двух фильмах — «Жандарм в Нью-Йорке» (1965) и «Мозг» (1969).Кадр из фильма "Жандарм в Нью-Йорке"

Конструкция

France была 316 метров в длину и на момент ввода в эксплуатацию ее водоизмещение составляло 66 343 брт. В результате последующих модернизаций в 1984 г. ее тоннаж увеличился до 70 202 брт, а в 1990 г. — до 76 049 брт. Она была оснащена двумя комплектами паровых турбин (носовой и кормовой), обеспечивающими максимальную скорость 30 узлов. В исходной конфигурации корабль мог принять на борт 407 пассажиров первого класса и 1637 пассажиров туристического класса. После переоборудования в прогулочное судно в 1980-1990 годах принимал до 1944 пассажиров, а в 1994-2003 годах — 2565 пассажиров. Первоначально экипаж состоял из 1253 человек, а с 1980 года — 875 человек. Стоимость строительства судна составила примерно 80 миллионов долларов.

Андрей Бочкарев