Канадская шхуна водоизмещением всего 205 тонн под названием I’m Alone использовалась в 1920-х годах как т.н. «Rum runner», т.е. для контрабанды рома в США во время действия там сухого закона. Американская береговая охрана потопила его в 1929 году, что вызвало очередную напряженность в отношениях с Канадой.

Запрет, введенный в США в 1919 году, оказал огромное влияние не только на жизнь американцев, но и на международную обстановку вокруг США. Несмотря на запрет, американцы продолжали употреблять алкоголь даже из нелегальных источников. Сухой закон привел к расцвету новых производств, специализирующихся на снабжении граждан США алкоголем.
Хотя в Соединенных Штатах действовал запрет, американцы уже могли безопасно употреблять алкоголь в международных водах и сразу за границей в Канаде и Мексике. Поэтому большой популярностью стали пользоваться круизные лайнеры, выходящие в международные воды, где подавался алкоголь. Однако это было развлечением только для самых богатых, а после начала Великой депрессии в США мало кто мог себе это позволить.

Гораздо популярнее были разного рода забегаловки и секретные бары, где продавали контрабандный алкоголь. Помимо нелегального производства на месте, он доставлялся в США различными путями, по суше, воздуху и морю. Большой популярностью пользовались морские суда, обнаружить контрабанду на которых гораздо труднее, чем наземный транспорт.
Одним из таких кораблей стала 38-метровая шхуна I’m Alone, построенная в 1923 году. Орское судно было создано в Канаде или США (источники расходятся) и с самого начала использовалось для контрабанды алкоголя, в основном рома, из стран Карибского бассейна и Центральной Америки. Шхуна приводилась в движение с помощью парусов и двух дизелей мощностью 100 л.с., обеспечивающими максимальную скорость до 9 узлов, а экипаж состоял из 8 человек.
20 марта 1929 года шхуна отправилась с грузом рома из Белиза в сторону побережья США, где груз должен был быть перегружен на более мелкие суда. Американская береговая охрана давно следила за ним, но так и не смогла поймать его в водах США. Только в тот роковой день I’m Alone находился слишком близко к берегу, и поэтому береговая охрана решила его перехватить. Экипаж I’m Alone отказался проходить проверку и направился в открытое море, надеясь, что американцы прекратят преследование в нейтральных водах.
Первоначально за шхуной следовал USCGC Wolcott, но когда выяснилось, что он не в состоянии догнать беглеца, к действиям подключился более быстрый USCGC Dexter. После двухдневного преследования экипаж американской части открыл огонь по «I´m Alone», потопив его 22 марта 1929 года. Один из матросов, Леон Мэнги, был убит, а остальные были арестованы и заключены в тюрьму.

Действия береговой охраны подверглись критике со стороны канадских властей под флагом которых ходила шхуны. Началась судебная тяжба, в которой власти Канады и семья погибшего моряка потребовали компенсацию убытков в размере примерно 386 000 долларов (сейчас примерно 5,66 миллиона долларов). Главным аргументом было то, что американцы потопили шхуну в нейтральных водах. В конечном итоге представители Береговой охраны США доказали, что корабль принадлежал американцам, несмотря на то, что его базой должен был стать город Луненберг, Новая Шотландия. Однако в конечном итоге суд удовлетворил иски Канады, но уменьшил сумму компенсации до 50 666 долларов (в настоящее время около 743 000 долларов).
Дело со шхуной I’m Alone оказало большое влияние на американо-канадские отношения на рубеже 1920-х и 1930-х годов, тем более что это был не единственный пограничный инцидент, связанный с международной контрабандой алкоголя.
Андрей Бочкарев