Контрабандистская шхуна I’m Alone в день затопления

Канадская шхуна водоизмещением всего 205 тонн под названием I’m Alone использовалась в 1920-х годах как т.н. «Rum runner», т.е. для контрабанды рома в США во время действия там сухого закона. Американская береговая охрана потопила его в 1929 году, что вызвало очередную напряженность в отношениях с Канадой.

Контрабандистская шхуна I’m Alone в день затопления
Контрабандистская шхуна I’m Alone в день затопления

Запрет, введенный в США в 1919 году, оказал огромное влияние не только на жизнь американцев, но и на международную обстановку вокруг США. Несмотря на запрет, американцы продолжали употреблять алкоголь даже из нелегальных источников. Сухой закон привел к расцвету новых производств, специализирующихся на снабжении граждан США алкоголем.

Хотя в Соединенных Штатах действовал запрет, американцы уже могли безопасно употреблять алкоголь в международных водах и сразу за границей в Канаде и Мексике. Поэтому большой популярностью стали пользоваться круизные лайнеры, выходящие в международные воды, где подавался алкоголь. Однако это было развлечением только для самых богатых, а после начала Великой депрессии в США мало кто мог себе это позволить.

Читайте также:  Как строят яхты в Турции
I’m Alone
I’m Alone

Гораздо популярнее были разного рода забегаловки и секретные бары, где продавали контрабандный алкоголь. Помимо нелегального производства на месте, он доставлялся в США различными путями, по суше, воздуху и морю. Большой популярностью пользовались морские суда, обнаружить контрабанду на которых гораздо труднее, чем наземный транспорт.

Одним из таких кораблей стала 38-метровая шхуна I’m Alone, построенная в 1923 году. Орское судно было создано в Канаде или США (источники расходятся) и с самого начала использовалось для контрабанды алкоголя, в основном рома, из стран Карибского бассейна и Центральной Америки. Шхуна приводилась в движение с помощью парусов и двух дизелей мощностью 100 л.с., обеспечивающими максимальную скорость до 9 узлов, а экипаж состоял из 8 человек.

20 марта 1929 года шхуна отправилась с грузом рома из Белиза в сторону побережья США, где груз должен был быть перегружен на более мелкие суда. Американская береговая охрана давно следила за ним, но так и не смогла поймать его в водах США. Только в тот роковой день I’m Alone находился слишком близко к берегу, и поэтому береговая охрана решила его перехватить. Экипаж I’m Alone отказался проходить проверку и направился в открытое море, надеясь, что американцы прекратят преследование в нейтральных водах.

Читайте также:  Что брать с собой в морское путешествие - ноутбук, смартфоны или планшет?

Первоначально за шхуной следовал USCGC Wolcott, но когда выяснилось, что он не в состоянии догнать беглеца, к действиям подключился более быстрый USCGC Dexter. После двухдневного преследования экипаж американской части открыл огонь по «I´m Alone», потопив его 22 марта 1929 года. Один из матросов, Леон Мэнги, был убит, а остальные были арестованы и заключены в тюрьму.

USCGC Dexter
USCGC Dexter

Действия береговой охраны подверглись критике со стороны канадских властей под флагом которых ходила шхуны. Началась судебная тяжба, в которой власти Канады и семья погибшего моряка потребовали компенсацию убытков в размере примерно 386 000 долларов (сейчас примерно 5,66 миллиона долларов). Главным аргументом было то, что американцы потопили шхуну в нейтральных водах. В конечном итоге представители Береговой охраны США доказали, что корабль принадлежал американцам, несмотря на то, что его базой должен был стать город Луненберг, Новая Шотландия. Однако в конечном итоге суд удовлетворил иски Канады, но уменьшил сумму компенсации до 50 666 долларов (в настоящее время около 743 000 долларов).

Читайте также:  Princess May - пароход, ставший знаменитым только из-за одной фотографии

Дело со шхуной I’m Alone оказало большое влияние на американо-канадские отношения на рубеже 1920-х и 1930-х годов, тем более что это был не единственный пограничный инцидент, связанный с международной контрабандой алкоголя.

Андрей Бочкарев