Sea sickness, или по-русски говоря,   морская болезнь, является проблемой для многих людей, которые, если бы не она, с удовольствием выходили бы   в море. Можно ли с этим эффективно бороться? Можем ли мы облегчить страдания, вызванные чувствительностью органа, ответственного за чувство равновесия? Оказывается, да. Более того — советы, содержащиеся здесь, также будут полезны более чувствительным людям, выходящим не только в штормовое море, но пользующихся судами во внутренних водах. Так называемая морская болезнь представляет собой тип укачивания,  ощущаемый только на борту самолета или морского судна. Больные говорят, что симптомы намного сильнее, чем при наземном транспорте. Тревожные симптомы возникают, когда сигнал от движения, воспринимаемого вестибулярным аппаратом во внутреннем ухе, отличается от сигнала движения, воспринимаемого глазами.

Когда эти противоречивые сигналы поступают для обработки в мозг, нервная система запускает различные защитные реакции, вызывающие  головокружение, тошноту и рвоту. Таким образом, морская болезнь является естественной реакцией организма на колебания окружающей среды, и симптомы различаются по степени тяжести у разных людей и в разных условиях — от обычной потери аппетита через дискомфорт в желудке до изнуряющего головокружения и рвоты.

Интересно, что от морской болезни страдают не только люди, но и животные — собака или кошка, взятые в рейс, тоже могут испытать эти неприятные ощущения. Говорят, что у каждого моряка есть своя так называемая длина волны и он может неожиданно заболеть морской болезнью при определенных условиях. Если, например, частота качки окажется не совместимой с его вестибулярным аппаратом.

Морская болезнь: первые симптомы

Этот тип болезни обычно начинается в течение получаса после появления в море больших волн, хотя в некоторых отдельных случаях достаточно даже небольшого покачивания судна, например, на озере. Вначале вы чувствуете боль или головокружение, а слюноотделение значительно увеличивается. Также наблюдается частая потливость и сонливость. Позже начинается тошнота, которая в конечном итоге приводит к рвоте. К сожалению, даже после опорожнения желудка часто сохраняются рвотные позывы, которые  не удается контролировать. В таких случаях не может быть и речи о том, чтобы пить или есть что-нибудь, что в случае нескольких дней пребывания на море может вызвать серьезное обезвоживание, вполне опасное для жизни.

Читайте также:  Netsel Marmaris Marina

Морская болезнь стала темой многочисленных мифов и анекдотов, которые повторяются на   форумах мореходов.  Более того, многие моряки  выражают презрение к коллегам страдающим морской болезнью,  высказывая мнение, что им вообще не следует выходить в море, потому что они являются обузой для «здоровой команды». Однако существуют доказательства, что, чтобы преодолеть симптомы болезни, нужно приступить к работе. В этом случае встать за штурвал – лучший выход. Известно, что водители, сидящие за рулем автомобиля, практически никогда не страдают от укачивания, в отличие от пассажиров. То же самое происходит и на морских судах.

Однако возникает вопрос: что делать, простым морякам или пассажирам? Часто симптомы настолько сильны (головокружение и рвота), что такой человек не может стоять на ногах, теряет ориентацию и легко может получить травму — в худшем случае он падает за борт.

Чтобы положить конец насмешкам над  страдающими, приводим  результаты самого всестороннего исследования болезни, когда-либо проводившегося с помощью Challenge Business во время предпоследнего этапа гонки Global Challenge 2004/5 Бостон — Ла-Рошель. Целью было выяснить, сколько человек в экипажах заболели и как решалась эта проблема. Результаты были опубликованы в журнале Yachting World (октябрь 2005 г.).

Исследование было уникальным во многих отношениях. Во-первых, это очень большая выборка из 223 членов экипажа — тех, кто преодолел более 27 000 миль в разных условиях, и тех, кто присоединился только к одному этапу гонки. Во-вторых, экипажи Global Challenge не были полностью осведомлены о своей предрасположенности к морской болезни до гонки и были переведены на суда по другим критериям, поэтому результаты исследования можно считать истинным отражением уязвимости в общей массе выходящих в море.

Список препаратов от морской болезни, которые помогли экипажам выжить до конца гонки, был на удивление длинным: Stugeron, Dramamine II, Marzine, Motilium, Scopoderm, Avomine, Phenergan, Maxolon, Zofran …

Большинство из них, к сожалению, недоступны на  обычном  фармацевтическом рынке, но стоит регулярно проверять, так как список зарегистрированных препаратов время от времени меняется.

Читайте также:  Круиз на мега-яхте

Практически все применяемые лекарства нужно было принимать до появления симптомов, и только одно (Zofran) ставило на ноги даже тех, кто уже был в плохом состоянии от качки …

Как противодействовать?

Поскольку морская болезнь не у всех проходи одинаково, не все средства будут эффективными. В случае легких симптомов правильного поведения на борту достаточно для того, чтобы они не усилились:

  • наблюдать за горизонтом или фиксированной точкой на берегу;
  • активно участвовать в работе на борту (уборка, управление парусом) и в разговорах;
  • лечь и закрыть глаза (можно под палубой, но только на койке, расположенной ближе к корме от центра яхты — в носовых отсеках качка ощущается больше);
  • принимать очень легкую пищу перед отплытием.

Последний пункт заслуживает более подробного рассмотрения. Что именно означает легкая еда? Хотя причины морской болезни лежат в органах слуха (а некоторые говорят также, в психике), симптомы в основном сосредоточены на желудке. Поэтому питание должно быть таким же, как, например, при язве желудка, т.е.  легко усваиваемым.

В общем,  следует избегать жареной пищи, а также сырых овощей и фруктов, которые долго остаются в желудке. Крепкий кофе, какао и крепкий черный чай раздражают желудок. Можно есть: переваренные каши, тосты с сыром или нежирным мясом, рисовые вафли, вареные яйца, творог, а для питья лучше всего готовить фруктовые чаи и негазированную воду.

Многие люди используют корень имбиря (свежий или в таблетках) или браслеты в качестве профилактической меры, но яхтсмены отмечают, что они неэффективны на более высоких волнах. В сложных условиях эффективно купировать морскую болезнь могут только фармакологические средства. В Турции таким средством, отпускаемым без рецепта, является Metpamid. Некоторые члены экипажа успешно использовали TORECAN (по рецепту), который также доступен в форме суппозиториев, что дает огромное преимущество, когда желудок больше ничего не принимает. Однако всегда стоит спросить своего врача о других доступных в  лекарствах, которые успокаивают слишком острую  реакцию вестибулярного аппарата и останавливают рвоту.

Морская болезнь: это важно!

Чтобы лекарства были эффективными, они должны абсорбироваться из желудка еще до того, как они закончатся. Поэтому принимать их нужно даже за час и более до завтрака (легкого!). Затем, в зависимости от продолжительности морского рейса, степени волнения и индивидуальной чувствительности к препарату, прием следует повторять каждые 6 — 12 часов. В вышеупомянутом исследовании было доказано, что наилучшие результаты были достигнуты при профилактическом лечении, начатом за 12-24 часа до рейса.

Читайте также:  Стартовала 29-я Международная парусная регата Marmaris International Race Week

Конечно, как и все лекарства от морской болезни, у них есть побочные эффекты. Один из наиболее часто упоминаемых — сонливость. Однако не следует себе представить непреодолимую сонливость после снотворного. Это не сильное чувство усталости, пока вы сидите сложа руки и молчите. Вы вряд ли почувствуете этот эффект, если будете активны (руление, управление парусами, разговоры с экипажем). Кроме того, сонливость на яхте возникает даже у людей, не принимающих никаких лекарств — часто в результате монотонного покачивания.

Морская болезнь: продукт твердой земли

В отношении морской болезни интересно то, что симптомы исчезают почти сразу после прекращения качания. Достаточно заплыть в порт или хорошо защищенную бухту, и тошнота, головокружение и рвота исчезнут буквально как по волшебству. По крайней мере, дают некоторый позитивный подъем.

Использование лекарств от морской болезни многими считается злом, которого следует избегать любой ценой. Неправильно! Гораздо более вредным является обезвоживание от постоянной рвоты, не говоря уже об ужасном самочувствии  и отсутствии ни малейшего удовольствия от плавания.

Здесь также необходимо опровергнуть самый разрушительный миф о том, что прием лекарств в первой фазе рейсы усиливает симптомы морской болезни после их прекращения. Как раз наоборот — через 2–3 дня приема лекарств, облегчающих слишком тяжелые реакции вестибулярного аппарата, организм обычно привыкает к новой ситуации (колеблющаяся почва) и в дальнейшей профилактике нет необходимости. Собираясь на море, безусловно, лучше приобрести лекарство, которое поможет предотвратить возможные неприятные недуги и опасные последствия обезвоживания.

Андрей Бочкарев