Турецкий прогулочный катер из композитных материалов

Как известно, морские суда (яхты, катера, лодки, шлюпки и т.д.) изготавливают в основном из дерева (как досок, так и фанеры), металлов, армоцемента и различных пластиков и/или композитов. Особое распространение получил стеклопластик, представляющий собой композит из стеклоткани пропитанную эпоксидной или полиэфирной смолой, обычно состоящий из нескольких слоев.

Турецкий прогулочный катер из композитных материалов
Турецкий прогулочный катер из композитных материалов


Традиционная технология изготовления корпусов для морских судов из композитов подразумевает изготовление матрицы с внутренними формами, повторяющими внешние обводы корпус судна. Затем наносится гелькоут, который будет служить внешним декоративным слоем корпуса. Это обычная эпоксидная смола с внесенными красящими пигментами. Поверх гелькоута укладываются слои стеклоткани, пропитываемые последовательно одной из видов смол с отвердителем.

При такой технологии стоимость изготовления матрицы зачастую обходится дороже, чем нескольких корпусов, поскольку она должна выдерживать многократное использование и при этом сохранить правильность форм и гладкую внутреннюю поверхность. Естественно, что это окупается только при массовом производстве.

Однако в судостроительстве нередки случаи, когда клиенты заказывают не только индивидуальный интерьер и силовую установку, но и внешний вид и обводы, соответствующие характеру плавания (глиссирующий катер, водоизмещающая яхта, парусное или моторно-парусное судно, катамаран, тримаран или однокорпусник). Поэтому о массовом производстве здесь речи не идет. Изготовить такое судно из дерева или любого доступного металла проблем не представляет. Достаточно выставить шпангоуты и стрингеры, а затем их обшить тем же материалом (бывает что обшивка, изготовляется из отличного от каркаса материала, но это – экзотика).

Читайте также:  Проект строительства нового порта для круизных лайнеров в турецкой Анталии утвержден

Со стеклопластиками такое не проходит, поскольку в первоначальном виде это весьма гибкий (стеклоткань) и текучий материал (смола). Поэтому при строительстве морских судов в Турции в основном применяется смешанная технология.

Она заключается в том, что корпус создается сразу по оригинальному размеру минус толщина обшивки из… пенопласта, который затем оклеивается стеклотканью в несколько слоев на эпоксидном связующем.

Правда применяется не обычный строительный пенопласт (пенополистирол), а более твердый. Он также более стойкий к воздействию растворителей (добавляемых в смолу для разжижения, а значит более глубокого проникновения в стеклоткань) и температуры, поскольку некоторые виды смол при смешении с отвердителями сильно нагреваются. К такому специальному пенопласту и стеклоткань лучше приклеивается, так как он менее более пористый.

Процесс изготовления заключается в выклеивании корпуса из листов пенопласта толщиной 15-20 мм в соответствие с рабочим чертежом. Если необходим толстый слой обшивки, то листы склеивают между собой полиэфирной смолой. При склеивании стыков применяется клей, похожий на строительную пену, только с более мелкими воздушными пузырьками. Излишки такого клея после затвердевания легко срезаются острым ножом или зашлифовываются наждачной шкуркой. Таким же клеем склеиваются банки и внутренняя мебель. Там где листы соединяются под углом, для временного скрепления применяются обычные шурупы, которые после застывания клея просто выкручиваются шуруповертом.

Читайте также:  Неопределенная судьба марины в Газипаша

После изготовления пенопластового корпуса, а на перовом этапе он без палубы надстроек и внутренних перегородок, он имеет большие допуски, достигающие 10-15 мм. С помощью лекал они проверяются и устраняются там, где это необходимо. Затем скругляются все острые углы для более плотного прилегания и облегания стеклоткани. Если этого не сделать, то может остаться воздушный пузырек. При воздействии высоких температур, например, при нагревании на солнце, корпус в этом месте может вспучится, появятся микротрещины, куда обязательно попадет вода. При эксплуатации в южных морях это не так страшно, но если вода замерзнет, то начнется разрушение и отслаивание стеклопластика от пенопластовой основы или его расслоение.

Стыки и щели шпаклюются с использованием шпатлевки из эпоксидной смолы с отвердителем и той пыли, которая была получена при шлифовании допусков. Т.е. процесс фактически безотходный. Поскольку начало процесса изготовления проходит «вверх килем», то стеклотканью сначала оклеивается наружная часть корпуса. Количество слоев зависит от желаемой толщины в соответствие с размерами судна. Обычно 3-4 слоя – для яхт до 12 м и несколько десятков для яхт длинной 30-40 м. После затвердевания эпоксидного связующего корпус переворачивается и начинается установка продольных ребер жесткости, переборок, перегородок. Делается все из того же пенопласта, оклеиваемого стеклотканью. Из этих же материалов формируется топливный бак (для судов с дизелем, поскольку по турецким правилам бак для бензина должен быть съемный) емкость для воды, подмоторная рама и т.д.

Читайте также:  Netsel Marmaris Marina
Окраска корпуса катера
Окраска корпуса

В отсеках плавучести, требующихся правилами большинства стран для металлических и деревянных судов, нет необходимости. Даже при полном затоплении судно не пойдет на дно, а будет удерживаться на плаву за счет воздуха в пенопласте по всему корпусу, внутри всех перегородок, ребер жесткости и т.д.

Для постройки крупных корпусов предварительно изготавливается стапель, на который устанавливаются временные шпангоуты из фанеры или дешевой древесины. Обшивка крепится к ним временными шурупами, которые остаются до схватывания клея и выкручиваются для повторного использования перед оклейкой стеклотканью. Эта конструкция после переворота оклеенного корпуса полностью убирается.

Палуба и надстройки делаются таким же способом. В результате получаются легкие и прочные морские суда. Технология пригодна как для изготовления рыбацких лодочек, так и крупных парусных или моторных яхт с двигателями в тысячи лошадиных сил.