яхта «Штандарт»,

На рубеже 20-го века у монаршей семьи России имелся в распоряжении один из крупнейших частных царских флотов в мире. И, пожалуй, самым впечатляющим судном в его составе была яхта «Штандарт», построенная в 1896 году. После Октябрьской революции яхта была перестроена во вспомогательную единицу, а затем в минный заградитель. В результате она  сохранялась на плаву до 1963 года.

яхта «Штандарт»,
Яхта «Штандарт»

Киль яхты был заложен 1 октября 1893 года на верфи Burmeiser & Wain в Копенгагене, Дания. Спуск на воду состоялся 10 (или 21) марта 1895 года, а в строй яхта вступила в сентябре 1896 года. Инициатором работ над морским судном был император Александр III Романов.

«Штандарт» имел длину 128 метров и водоизмещение 5557 тонн. Он был оснащен двумя паровыми двигателями, обеспечивающими максимальную скорость 21,1 узла. Экипаж состоял из 355 матросов. Хотя это была яхта, она была вооружена восемью 47-мм пушками. Интерьер очень роскошный, как и подобает такому большому кораблю, предназначенному для царской семьи. Формально судно относилось к официальному царскому флоту, но экипаж состоял из военных. Командиром корабля был капитан, но официальным командиром был контр-адмирал.

Читайте также:  Неопределенная судьба марины в Газипаша

Судно в основном использовалось во время прогулочных круизов и зарубежных визитов представителей царской семьи. Часто «Штандарт» использовался просто для экскурсий и как место отдыха.

С началом Первой мировой войны яхту поставили в сухой док, так как ни необходимости, ни возможности ее использовать не было. С началом большевистской революции судно захватили коммунисты. Как символ ненавистной царской власти яхта была быстро снята с предназначенных ей задач и возвращена в строй в качестве вспомогательной единицы и плавучих казарм.

Минный заградитель «Марта»
Минный заградитель «Марта»

Первоначально она была переименована в «18 марта», а затем «Марта», в память о французском политическом деятеле и лидере Французской коммунистической партии Андре Марта. В 1932-1936 годах корабль снова поставили в док, где прошла масштабная реконструкция, полностью изменившая его назначение.

Читайте также:  SS Principessa Jolanda - торжественный спуск на воду, закончившийся катастрофой

В ходе работ бывшая царская яхта была переоборудована в минный заградитель. После реконструкции длина корпуса корабля составила 122,3 м, а водоизмещение 5665-6198 тонн. Он был оснащен двумя паровыми двигателями, обеспечивающими максимальную скорость 18,85 узла. Вооружение корабля состояло из 4 одиночных 130-мм орудий, 7 76,2-мм орудий, 3-х 45-мм пушек и 3-х 12,7-мм пулеметов. Кроме того, судно могло взять на борт 320 мин. Экипаж состоял из 400 офицеров и матросов.

В новой роли «Марта» продолжала использоваться в Балтийском море. С нападением Германии на СССР экипажу корабля было поручено строить минные заграждения в Балтийском море и атаковать наземные позиции. 23 сентября 1941 года корабль был легко поврежден немецкой авиацией в Кронштадте. Затем использовался как единица поддержки во время блокады Ленинграда.

Читайте также:  France - последний французский круизный лайнер

Самым большим успехом «Марта» стало потопление немецкого охотника за подводными лодками UJ 117 Gustav Kroner, который попал на мину,   установленную с борта «Марта». После войны единица была преобразована в учебный корабль и эксплуатировалась в этой роли до 1963 года, когда была списана в Таллинне, Эстония.

Андрей Бочкарев