SS Principessa Jolanda

Типичная история кораблей начинается с закладки киля, постройки, спуска на воду, эксплуатацией и заканчивается списанием и сдачей на слом, либо затоплением. В случае с SS Principessa Jolanda история судна закончилась уже через несколько десятков минут после спуска на воду.

SS Principessa Jolanda
SS Principessa Jolanda

После вступления в строй SS Principessa Jolanda должен был стать одним из самых больших и современных итальянских лайнеров. Корабль, построенный на верфи Cantiere Navale di Riva Trigoso, имел длину 141 м и водоизмещение 9210 брт. Силовой установкой должны были стать 2 паровые машины мощностью 10 500 л.с., теоретически обеспечивающие скорость 18 узлов. Палубы лайнера должны были вместить 1550 пассажиров различных классов.

Главной отличительной чертой корабля было его оснащение, очень богатое и современное для тех лет. Весь интерьер был электрифицирован, даже в каютах были установлены телефоны. Также был установлен беспроводной телеграф Маркони. В прессе SS Principessa Jolanda описывалась как первый по-настоящему роскошный итальянский лайнер. Стоимость строительства составила 6 миллионов лир.

Читайте также:  Спасательные жилеты
SS Principessa Jolanda
SS Principessa Jolanda

Спуск лайнера был назначен на 22 сентября 1907 года. Практически полностью готовое судно было спущено на воду в 12:25, и за всем процессом наблюдали многочисленные зрители, представители элиты, власти и множество журналистов, в том числе иностранных.

Сразу после схода со стапеля, когда корабль находился на воде, он стал крениться на левый борт. Оставшийся на борту экипаж попытался компенсировать крен, спустив якоря правого борта, а буксиры помощи при спуске попытались стабилизировать судно.

Примерно через 20 минут боя крен был настолько велик, что экипаж покинул палубу, а роскошный лайнер вскоре перевернулся и затонул. Только через час судно полностью опустилось на дно, так что над поверхностью выступал только фрагмент борта.

Читайте также:  Princess May - пароход, ставший знаменитым только из-за одной фотографии
SS Principessa Jolanda
SS Principessa Jolanda

Событие стало шоком не только для зрителей и общественности, но и для самих судостроителей. Попыток поднять судно не предпринималось, вместо этого было решено разобрать его на месте. Однако было проведено расследование по установлению причин столь внезапного затопления корабля сразу после спуска на воду.

В конечном итоге комиссия по расследованию морских происшествий установила, что причиной затопления стал слишком высокий центр тяжести. Это было связано с тем, что SS Principessa Jolanda была спущена на воду практически со всем оборудованием, но без угля, воды, провизии и т. д. Таким образом, трюмы были пустыми, а вся надстройка с дымовыми трубами оказалась однозначно тяжелее.

Установлено, что в катастрофе виновата верфь, при этом исключены проектные ошибки. Более поздние исследования добавили тезис о том, что носовая часть могла быть слегка повреждена при пуске, что привело к протечке. При таком высоком центре тяжести дополнительная вода, поступающая внутрь, дестабилизировала судно, что привело к его опрокидыванию.

Читайте также:  Проект строительства нового порта для круизных лайнеров в турецкой Анталии утвержден
SS Principessa Mafalda
SS Principessa Mafalda

Самым важным уроком, извлеченным из всей катастрофы, стало решение о спуске на воду родственного лайнера SS Principess Mafalda с демонтированными надстройками. Стоит добавить, что двигатели от SS Principessa Jolanda были восстановлены и установлены на сухогруз SS Milazzo.

Андрей Бочкарев